Как предвыборные соцопросы манипулируют общественным мнением

    выборы

    В преддверии выборов в Верховную Раду активизировались различные социологические службы по сбору электоральных предпочтений. О том, как ведется предвыборная манипуляция общественным сознанием, рассказала обозреватель Светлана Хасимова.

    Я, надо сказать, всегда участвую в разного рода опросах общественного мнения. Понятно, интерес у меня профессиональный. Так вот вчера, бегу из супермаркета с двумя полными пакетами. Наталкиваюсь на паренька с дружелюбной улыбкой. Он мне: «Позвольте пару вопросов». Говорю: «Ок, только быстро и на ходу». Идем вместе. Первые вопросы – будете ли голосовать на выборах, знаете ли кандидатов- мажоритащиков по своему округу – пропустим. Дальше – интересно. «За какую партию намерены голосовать на выборах 26 октября?» — отчеканил заученных текст мой интервьюер. Называю своего фаворита и слышу в ответ, что нет такой партии в списке. Говорю, минуточку! Смотрю в анкету, в ней действительно только шесть участников предвыборной гонки – «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт», «Батькивщина», «Гражданская позиция», «Оппозиционный Блок» и «Партия Олега Ляшко». Смотрю ниже – графа «Другие». И (какая неожиданность) – подавляющее большинство отметок стоит именно в этой строке. Я, следовательно, тоже пополнила отряд сторонников не идентифицированных политических сил. Причем, там смешались голоса и тех, кто проголосует за вполне проходную, скажем «Сильную Украину», и тех, кто поддерживает «звездный мир» ДартВейдера.

    И вот что покажет этот соцопрос? О каком объективном срезе общественных настроений можно говорить? А ведь именно эти замеры электоральных предпочтений будут ориентиром для большинства, кто сомневается, не определился, для индифферентных и просто политически неграмотных граждан. Так была устроена президентская кампания, когда политтехнологи сделали ставку на победу Порошенко в первом туре. Под это подгоняли все опросы. И большинство, кто проголосовал за Петра Порошенко (во всяком случаи из моего круга знакомых), сделали это только потому, что были убеждены в безальтернативности иного выбора. На парламентских выборах работают по такой же схеме. По данным социологов до сих пор около трети украинцев не определились с выбором. И, прямо скажем, выбор предстоит тяжелый. Ведь большинство партий сформированы под копирку: немного узнаваемых лиц, видных политиков, гражданских активистов и журналистов, комбатов, а в середине списка – родственники и спонсоры. Программных и идеологических отличий тоже у них мало. Поэтому неопределившаяся треть проголосует либо интуитивно, либо «как все». А как именно эти «все» собираются голосовать и призваны сообщить авторитетные социологические институты.

    Манипуляции общественным мнением – это только часть голосов избирателей. Остальную – обеспечит, как всегда, административный ресурс. Этот старый добрый метод сегодня эффективен как никогда. Во-первых, по мнению тех же социологов, эти выборы в парламент будут отмечены еще и низкой явкой избирателей. Разочарование в обществе растет так же быстро, как и курс доллара. Как результат — около четверти граждан не видят смысла приходить на избирательный участок. Во-вторых, на востоке страны (на той ее части, которая подконтрольна украинским властям) будет не сложно организовать хороший результат провластным кандидатам в условиях военного времени и беспорядков. Неспроста именно перед выборами президент затеял кадровые перестановки в Луганской и Донецкой областях, сменив их губернаторов.

    И что в сухом остатке? Социологические исследования искажают реальные электоральные настроения и не отображают степень разочарованности граждан в действующей политической элите. Впрочем, кому до этого дело.

    Источник: http://comments.ua/special/opinions/post/472



    Новости партнеров


    Посты по теме

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

    Внимание! Вы пытаетесь загрузить неверное изображение, поэтому оно не будет прикреплено к вашему комментарию.

    Наверх